Слушать онлайн радио
Смотреть онлайн ТВ
Читать онлайн газеты
Яндекс.Погода



Поэзия картин

Просмотров: 2238
15.02.2012 10:38

Поэзия картин

Старенький мольберт, россыпь кистей, тюбиков с краской, тряпочек и забрызганная краской одежда. Несколько часов кропотливой работы в любое время года и суток. На пронизывающем ветру или палящем солнце, на узком тротуарчике китайского городка или горном уступе головокружительной высоты. Тысячи верных и неверных мазков, переживаний и борьбы с самим собой. Это на выставке все красиво: законченные картины в аккуратных рамках, разговоры об искусстве и поблескивающее вино в бокалах.

Именитый гость

Застать Дмитрия Васильева в Каменске — большая удача. Нечасто заглядывает именитый художник в родной городок. Поездки, выставки, преподавание... В плотном графике непросто выкроить несколько дней.

Мой звонок застал мастера врасплох. Он попросил перезвонить, но вскоре сам появился на пороге нашего кабинета вместе с сыном. Ни капли звездности и выпендрежа. Неброская одежда, простота в общении, вежливость, обаятельность и легкий запах табака...

Васильев — личность известная. Его картины попали в частные собрания Германии, Франции, США, Китая, в коллекцию герцога Саксонии принца Михаэля. В начале своей карьеры работал в Германии, потом пригласили преподавать в Китай, сейчас — старший преподаватель общей кафедры живописи Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени барона Штиглица. А ведь не лопни когда-то терпение отца...

В художественную школу Диму привел папа на год раньше положенного возраста. Привел, чтобы не слонялся без дела и не портил художествами обои. С родителем не поспоришь, пришлось ходить. Вскоре стал проводить в «художке» все больше и больше времени, а к окончанию уже не мыслил свою жизнь без искусства. Потому и поступил в Свердловское художественное училище. Говорит, все благодаря преподавателям, которые помогли, направили, заинтересовали. Именно тогда Дмитрий понял, что искусство в разных формах существует уже не одну тысячу лет, что некоторые живут искусством. И сам начал втягиваться.

Многогранный и неповторимый Китай

По окончании института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина получил приглашение в Берлин, в частную галерею «Новый Запад». Принял с радостью. Хотелось посмотреть, как живут художники в других странах. И первая поездка стала настоящим открытием. Германия показалась совершенно другим миром. Миром с другими ценностями, идеалами.

Как отметил Васильев, в академии он получил базу знаний, нужных для художника. Однако западный мир жил в совершенно других рамках. Искусство оказалось более абстрактным, декоративным. В нем не было того, что бы задело, заставило задуматься о жизни. Не было той глубины, что цепляет в картинах русских художников. И Дмитрий Юрьевич твердо решил, что это не его путь, что все-таки его страна — Россия и русское искусство ему ближе. С тех пор часто ездил на Волгу, в Суздаль. Рисовал маслом непосредственно с природы, с натуры, как некогда делали великие русские художники. Многие его герои — простые крестьяне, рыбаки. Обычные люди со всеми их трудностями и переживаниями.

— Сюжеты для картин я стараюсь выбирать немногословные, но лаконичные в выражении основной идеи и в то же время подробные и увлекательные в конкретных деталях и нюансах, — рассказывает наш гость. — Они, может, лишены внешнего движения и немного сдержанны в проявлении чувств, но наполнены скрытой силой и темпераментом. Это сюжеты, увиденные в повседневной жизни крестьян. Поэзия картин такова, что она тесно сплетается с достоверностью, пропитана всеми соками земли, ее звуками и запахами. И чем больше знакомишься с реальной жизнью на этюдах, тем больше убеждаешься, что объект изображения не обязательно должен быть прекрасен, а изображаемое событие — значительным. Даже в самом привычном, мимо чего мы так часто проходим равнодушно, истинный художник сумеет почувствовать и передать поэзию и заставит зрителя иначе увидеть окружающее. Он сделает душу человека богаче, чище...

Однако не менее родной, русской, покорила его своеобразная красота просторов китайских провинций и суровый быт местных крестьян. Васильева пригласили преподавателем в государственный университет Пекина, потом — в университет небольшого городка Лии.

До поездки Китай для мастера был неизведанной азиатской страной, а оказался многонацио- нальным и совершенно разным. Центральные города современны и похожи на европейские, а на окраинах — царит средневековье. Там живут, соблюдая тысячелетние традиции. Дома порой выдолблены прямо в скалах, нет электричества, стекол, водопровода, канализации. Зерна мелют в жерновах. При этом крестьяне считают себя счастливыми. По словам Дмитрия Юрьевича, это просто другая философия жизни: есть земля, работа, еда — и человек счастлив.

Лучше школы не найти

Желание лучше жить делает молодых людей целеустремленными. Их основная цель — получить образование, устроиться в государственное учреждение и стать лучшим из лучших. Васильев подметил это, когда преподавал в небольшой провинции, где располагались в основном рыбацкие деревушки. На занятия приходили дети рыбаков. Люди с нулевым образованием могли часами писать один натюрморт, пока не получится так, как просил учитель. Они уверены: чтобы жить лучше, нужно получить образование...

Художник с удовольствием вспоминает время, проведенное в Китае. И все-таки, когда его попросили остаться еще на год, не согласился. Говорит, тяжело быть долго оторванным от России.

— Мне нравится искусство, утверждающее настоящее время, но берущее из прошлого все лучшее. Нравится постижение секрета красоты и долговечности искусства и истории прошлого времени. В памятниках архитектуры, предметах быта, неповторимо прекрасных образах народной жизни крестьян, гармонирующей с природой, я вижу достояние, принадлежащее настоящему и будущему человечества земли, — рассуждает мастер.

А от высоких материй мы снова вернулись к самой первой ступеньке Васильева в искусстве — художественной школе № 1. По словам художника, с годами она стала еще лучше в плане различных наработок. Школы с таким преподавательским составом и отношением к живописи нет даже в Санкт-Петербурге. А если бы была, пользовалась бы большим спросом.

— Я благодарен Ивану Васильевичу Паздникову за то, что учился у таких замечательных людей, — сказал Дмитрий Юрьевич напоследок. — Они заложили фундамент и дали тот толчок, после которого возникло желание развиваться в искусстве дальше.

Вячеслав Ваганов, директор ДХШ № 1?
— Наши выпускники, которые решают и дальше реализовывать себя в сфере искусства, часто бывают в школе. Делятся впечатлениями, привозят работы. И мы уже наглядно видим свои недоработки или достижения. С Димой — сложнее. Он был настолько целеустремленным, что чаще бывал за границей, чем в родном городе.

Иван Паздников, зам директора ДХШ № 1 по выставочной деятельности:
— География проживания наших выпускников самая разная. Не все стали профессиональными художниками, но школа многим дала «красивый выход». Надо сказать, ребята, которые закончили именно «репинку», казалось бы, должны были получить одинаковое образование и один результат. Ничего подобного! Они абсолютно разные. Пожалуй, Дима — единственный яркий представитель традиционной школы. Встречаться с выпускниками — наслаждение. Пустого разговора никогда не бывает.

Галина КОБЕЦ,  "Новый Компас"

 

Новости Культуры 

 

Горожане смогут поесть блинов , поводить хороводы вокруг чучела сразу 2 дня подряд

09-02-2012

    В музее откроется экспозиция «Поэзия крестьянского быта»                

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Новости Каменска

Особое внимание – на куриное яйцо, творог и куличи

23-04-2019

Уже собрано более 100 тонн мусора

23-04-2019

Его посвятят погибшим в радиационных авариях и катастрофах

23-04-2019

Театр свою причастность к коммерческой деятельности отрицает

23-04-2019

Следите за нашими новостями:
  

© 2019 Ассоциация «Редакция газеты «Новый Компас», г. Каменск-Уральский. Все права защищены.
При использовании материалов портала, гиперссылка на «Новый Каменск» обязательна.
Использование собственных материалов портала изданиями (как печатными, так и электронными), которые территориально привязаны к Каменску-Уральскому, запрещено.
Яндекс.Метрика