Двое от рок-н-ролла

Источник: Городской портал "Новый Каменск"Фото: 

  Полстолетия назад их слава ударной волной прокатилась по всему Земному шару и перетряхнула молодые умы. Битломания просочилась в Советский Союз и дошла до Каменска. Да, все это было и у нас: свои ВИА при каждом доме культуры, танцплощадки с джазовыми и рок-н-ролльными ритмами, запретный «Голос Америки» из радиоприемника. В 1966 году это вылилось в рок-фестиваль во дворце культуры «Юность», который стал первым в СССР. Подозревали ли тогда «битлы», что их кто-то перепевает в уральской глубинке? Для отдельных каменцев юношеское увлечение музыкой красной нитью прошло через всю жизнь. Они образовали династии поклонников творчества «Битлз», и спустя полстолетия мы продолжаем пожинать плоды рок-н-ролльного бума 1960-х.

Та весенняя встреча возле ДК железнодорожников с неисправимыми меломанами Владимиром Прокиным и Александром Заславским пришлась на праздник Благовещения.



Обычное пасмурное утро. У заброшенного здания ДК перекрикиваются торговцы. К лоткам подвозят товар. Из этой картины явно выбивались двое мужчин солидного возраста. Между двумя приятелями шла беседа на камеру. Разговор заинтересовал корреспондента.

Начал Александр Заславский:

- Самодеятельность в то время процветала. Танцевальные коллективы, народные. Оркестры были. И так во всех поселках Каменска: Трубный, «Юность», УАЗ, старый Каменск, Ленинский… В Советском Союзе тогда повсюду возникали вокально-инструментальные ансамбли, а Каменск, по-моему, опередил Свердловск: у нас их было штук двадцать. На стадионе «Космос» были танцы, как и в каждом дворце. Народу – битком. В драмтеатр (он, как мы помним, располагался в старой части города – прим. авт.) невозможно было попасть. Потому что музыка была потрясающая, на нее ломились даже студенты из Свердловска.

- Мягко говоря, несоветская музыка была, - вставляет Владимир Прокин.

А. З.: Почему? И советская была, но хорошая. А нехорошую не играли. Немножко джаз, рок-н-ролл играли, Элвиса Пресли. И попса была – только качественная: «Only you», например.

В. П.: Если кто хулит Каменск, мол, дремучий город, то это не так. Как раз дремучей была комиссия, которая нас прослушивала, а город – самый крутой. Мы сейчас общаемся с битломанами, так мне Володя Попов, директор Уральского Битлз-клуба, говорит: «Что ты? 1965 год! Какие «Битлз»? Да я в Серове жил, вообще еще ни про что не знал!»

Была у нас Танечка Вершинина – крутая вокалистка, пела, как Тина Тернер, с расщеплением. Один раз на прослушивании кто-то из жюри спросил у нее: «А что у вас с голосом?», имея в виду ее коронную хрипотцу. Певице пришлось ответить, что она простыла.

А. З.: Что уникально, Володя (Прокин – прим. авт.) в то время умудрялся руководить десятком ансамблей: девчонки, ребята… Он крутился со всеми, а мы и не догадывались! Лишь потом узнали о масштабах его конспирации.

В. П.: Драки бывали. Поселок на поселок: уазовцы с Трубным. Первое время они протекали спонтанно. Чужаков поколачивали. Потом мы завели порядок: когда заканчивали второе отделение программы, играли «Мэдисон». Володя Русских на дудке – шикарно. Это означало: погнали! Бились на улице, в буфете, в туалете – кроме зала. Мелодия заканчивается - все идут смывать следы побоев, и танцы продолжаются.

А. З.: Почему получилось, что музыканты ушли в рестораны (появилось минимум шесть или семь заведений с живой музыкой)? В ДК начались проблемы: комиссия придиралась, репертуар не такой… Потом, хоть немного надо было подзаработать, чтобы инструмент хороший купить, а на танцах платили уж совсем копейки. Кабак помогал. Конечно, в этом была определенная культурная потеря.

Но на танцах играли очень приличные вещи: вальсы шикарные были, приджазованный такой исполняли. «Боссановочки» красивые. Ни одной откровенной «попсятины», ни единого проходного произведения.

Как узнавали музыку? Слушали «Голос Америки». В Свердловске, знаю, переписывали с пластинок на катушки. Мы слова писали на слух, русскими буквами. Запишем что-то с радио и по многу раз прокручиваем на катушке, запоминаем гитарные ходы.

Стас Киселев грамотный парень был. Они ночами сидели в «Юности», записывали ноты. Как-то записали с «Голоса Америки» концерт Дейва Брубека – эта музыка на тот момент была самая современная в мире!

В. П.: Мы почему на «Битлз» перешли – твист уже уходил, а у «Битлз» в основном шейки. Твист – это вот так (Прокин показывает движения), а шейк – другое дело (снова изображает). Он поудобней был, потому что для твиста больше места надо.

А. З.: Только появились «Битлз», мы все быстренько с «Голоса Америки» перескочили на «Би-би-си». Как-то сидели дружной компанией в гостях у Вальтера и Эдвина Аузинь, слушали «Би-би-си». По пятницам шли 15-минутки: обзор хитов за неделю. И впервые звучит «Yesterday». Подходит отец Вальтера и Эдвина Оскар Андреич (он был главным энергетиком УАЗа): «Это что играет?» - Мы: «Битлз». – «Как «Битлз»? Это же классика!» А их последние вещи – и есть классика. Шикарные, умные, талантливые аранжировки.

Всем достойным музыкантам: Антонову, «Песнярам» - толчок дали «Битлз.

Протест? Это бред. Мы почувствовали, что здесь есть му-зы-ка. Услышали другую гармонию, она была более правильная, душевная. Между прочим, в журнале «Смена» критик разбирает творчество «Битлз» и сравнивает песню «She’s leaving home» с лучшими произведениями Шумана и Шуберта.

В. П.: Саня, тут дух свободы от чего? От диктата: это можно, а это – нельзя. Советское значит хорошее, а вот это – плохое. И мы, конечно, переступили грань.

Прокин кивает в сторону ДК:

- Рок-фестиваль отсюда пошел. Здесь мы смотрели «Шербургские зонтики» - это был первый киномюзикл. И слушали, и радовались, и плакали. Да здравствует наша альма-матер!

А. З.: Помню, какой-то смотр был. Валера Медведев преспокойно запевает: «Мы заветам Ленина повсюду будем верны…» - на мелодию… битловской «Мишель». Слова отлично легли, комиссия подвоха не заподозрила. А потом «Битлз» полюбили, и в 1969 году в «Смене» вышла шикарная статья. Немножко прозрели…

                                                                                                                                             Марина КОКОРИНА


 

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

При использовании информации гиперссылка на ресурс обязательна

 

 
 


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Наталья Лисовая

галя

Наталья ЛИСОВАЯ

Корреспондент газеты "Новый Компас"

Все материалы

Ольга Мельникова

галя

Ольга МЕЛЬНИКОВА

Корреспондент газеты "Новый Компас"

Все материалы

Татьяна Ксенофонтова


Татьяна КСЕНОФОНТОВА,

корреспондент газеты "Новый Компас"

Все материалы

Инна Постоян


Инна ПОСТОЯН

Корреспондент газеты "Новый Компас"

Все материалы

Катя Катина


Катя КАТИНА

Корреспондент газеты "Новый Компас".

Все материалы

Ирина Васильева

Ирина Васильева

Ирина Васильева,

корреспондент газеты "Новый Компас"

Все материалы

Галина Федосеева


Галина Кобец

Корреспондент газеты "Новый Компас"

Все материалы

Мария Жернакова

Мария Жернакова

Мария Жернакова,

Редактор портала "Новый Каменск"

Все материалы

Алина Говорухина

Смурфики

Алина Говорухина, вице-мисс конкурса "Девушка в стиле Компас"

Все статьи

Новости Каменска

В расходы ОДН включат плату за свет в подвалах и на чердаках

29-04-2017

Мальчик ушел из дома в неизвестном направлении и не вернулся

29-04-2017

90 саженцев появятся в рамках программы «Зеленая волна»

29-04-2017

На усиленный режим работы с 1 по 9 мая перейдут и другие службы

29-04-2017

Добавить материал