Слушать онлайн радио
Смотреть онлайн ТВ
Читать онлайн газеты
Яндекс.Погода

Над белым безмолвием и изысканной словесностью

Просмотров: 3004
11.01.2016 17:10

Источник: Городской портал "Новый Каменск"Фото:

Мне удалось побеседовать с удивительным человеком - альпинисткой, председателем профкома и… знатоком русской поэзии Валентиной Мартюшевой. Валентина Андреевна рассказала о своей жизни, семье и разнообразных увлечениях.

- Я не стыжусь своего возраста. Каждый прожитый год моей сознательной жизни не был пустым. Они всегда были наполнены спортом и работой в УПКБ «Деталь».

- У нас семья была совершенно неспортивная. Моя мама одна воспитывала четверых детей, поэтому никаких «спортов» не было. Спортсменкой стала одна я, потому что поступила в УПИ. В те времена в политехническом институте имени Кирова был великолепно поставлен спорт. Попала в альпинистскую секцию, учась на втором курсе института.

- Что такое альпинизм? Это не спорт, это образ жизни. Да, есть путешествие, есть романтика, но к восхождению человек должен быть готов технически, физически и психологически. Ведь нужно преодолевать большие тягуны (подъемы), идти с тяжелыми рюкзаками. Любую часть горного рельефа (скалы, лед, снег и даже травянистый склон) надо проходить технически правильно. На восхождение альпинист идет в группе, поэтому должен готовить себя к тому, что интересы товарищей превыше всего, личные переживания и мнения отходят на второй план. Зачастую ЧП происходят из-за опасности, связанной с человеческим фактором.

- Мое первое восхождение на вершину проходило в районе Памира-Алая в 70 километрах от Душанбе. Когда приехала в столицу Таджикистана, увидела совершенно другую культуру, другую страну, хотя там и было все советское. Огромные восточные базары, великолепно отстроенная столица. Это поразило больше всего, и таджички были так интересно одеты... Они тихой тенью скользили в резиновых галошиках и цветных платьицах с шароварчиками.

- Взошла
на Кулаи-Дживонон (с таджикского переводится «вершина молодости», вершина Молодежная), мне тогда было 19 лет. Увидела необычный мир гор. Знаете, когда смотришь на эту бесконечную панораму, как будто прикасаешься к вечности. Красота, которую словами не опишешь! Видимо, надо призвать на помощь Николая Рериха: художник бы передал восторг души перед удивительной красотой гор. Мы стояли радостные (шесть человек, интересная интернациональная команда: украинец, два таджика и три девочки с Урала), воодушевленные собственной победой. Преодолели себя. Мы видели мироздание в феерическом театре.

- После первого восхождения, запавшего в душу, стала тренироваться еще больше. К окончанию института уже был второй разряд по альпинизму, который позволяет входить в спортивную группу и подниматься на более сложные вершины самостоятельно.

- Первое, что сделала, когда вернулась в Каменск, - стала искать скалы для тренировки. Их в окрестностях оказалось очень много. Нашла единомышленников. Через год, в 1962 году, первые мои ребята из УПКБ «Деталь» поехали по альпинистским путевкам в горы. Так у нас на заводе появилась первая альпинистская секция в городе. Потом образовались альпсекции на СинТЗ и радиозаводе - это уже общегородское альпдвижение.

- С Борей Мартюшевым, моим будущим мужем, познакомились в походе, но первая встреча произошла на спортивном празднике «Весна УПИ». Друг друга заметили сразу. Мы были очень скромными людьми. (Улыбается). Прошло полтора года, прежде чем завязалась дружба. Перед окончанием института меня направили на дипломирование в Ижевск, а он остался в Свердловске. Затем приехал ко мне, и в июне мы зарегистрировались. Пышных свадеб тогда не было, просто пришли в ЗАГС. Вечером - студенческие посиделки с шампанским, а ранним утром Борис уехал в поход, а через несколько дней и я отправилась на Тянь-Шань в район Талгарского ущелья. Так что наш медовый месяц прошел очень необычно. Но ведь самое главное - духовное единение, правда? Борис часто повторял слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить - это смотреть не друг на друга, а в одном направлении».

- Муж был человеком удивительным, по призванию - первопроходцем. Его любимыми героями были великие путешественники: Семенов-Тян-Шанский, Пржевальский, Дерсу Узала. Он не читал, а изучал описания их путешествий и обязательно делал записи по поводу разных сложных ситуаций, изложенных в книгах. Когда Борис готовился к собственным походам, штудировал маршрут досконально.

- Боря Мартюшев закончил металлургический факультет и поступил на СинТЗ. Он начинал как мастер в цехе В-2. Стал председателем туристкой секции завода, как до этого в УПИ. Борис - хороший организатор, при нем было совершено много интересных походов. Я помню его молодых волочильщиков (18-19-летние ребята после ПТУ), которых он водил по несложным маршрутам, на скалы, в горы. Борис учился вместе с другими ребятами из Свердловской области в альплагере «Узункол» в школе инструкторов альпинизма.

- Сначала Борис занимался туризмом, но, знаете, обычно происходит взаимное влияние людей, живущих вместе. Боря стал ходить со мной на скалы, потом в горы. Он погиб в июле 1969 года при восхождении на вершину Далар (пик Западного Кавказа): сорвалась связка. В связке была прекрасная спортсменка - Валя Севастьянова, работник УПКБ. И я тогда дала себе слово, что буду ходить в горы за себя и за них. С тех пор на вершины высшей категории поднималась много-много раз.

- Скалолазание раньше считалось младшим братом альпинизма. В нем много технично-интересных моментов. С 1960-х годов оно стало самостоятельным видом спорта. Будучи кандидатом в мастера спорта по скалолазанию, Борис мечтал выступить в первом союзном первенстве по этому виду спорта. В 1969 году команда Каменска впервые выступала на первенстве Советского Союза в Ялте. Из 32 команд Каменск занял 4 место, впереди нас были Ленинград, Красноярск и Грузия. Это был наш скальный венок памяти для Бориса Мартюшева.

- Еще одна его мечта осталась неосуществленной: Боря хотел побывать в горах Путорана около Салехарда. Но одна группа из Каменска - «салютовцы» (турклуб «Салют» при УАЗе - прим. авт.) - туда ходила. Памяти Бориса Мартюшева посвящены туристические слеты трубного завода. Это самая лучшая память о человеке, который был руководителем туристской секции на СинТЗ. Я бесконечно благодарна трубникам.

- В 1974 году я возглавила экспедицию в район ледника РГО (центральный Памир) на базе альплагеря «Высотник». Вершина высотой 5101 метр нам сразу понравилась: красивая пирамида. К тому времени у нас уже была команда, которая могла совершать первопрохождения вершин 4-5-й категории сложности (Алексей и Николай Харитоновы, Валерий Самойлин, Сергей Абрамов, Валентина Назарова, Борис Константинов, Вадим Ознобихин и др.). На восхождение шли двумя группами, вершину покорили за один день. После обратились в квалификационную комиссию с предложением назвать ее в честь нашего города. Так появился пик Каменск-Уральский, и я все жду, когда альпинисты нашего города повторят это восхождение.

- Восходила на вершины Памира, Кавказа, Тянь-Шаня. Что сказать о горах? Кавказ прекрасен, Алтай - еще лучше: потрясающие ледники, горы. На Тянь-Шане горы тоже красивые. Одно озеро Шавло чего стоит. А Чуйский тракт… Недаром путь в Шамбалу Рерих совершал через те края. Говорят, что окрестности озера красивее Швейцарии. Стоят на берегу вершины - Красавица, Сказка - и смотрят в воду, как в зеркало. Райское место. Но чаще всего ходила на Памир-Алае. Памир суров: огромные пространства, длинные цепи гор. В районе Варзобовского ущелья вместе со своими товарищами три раза покоряла вершину Мечта (категория сложности 5Б), таджикское название - Ходжа-Локан. Красивейшая вершина, сложнейшие маршруты. Она настолько прекрасна, что первые альпинисты, пришедшие в этот район, воскликнули: «Не вершина - мечта!» Так и закрепилось двойное название. В том же районе Гиссарского хребта ходила на Ягноб (5Б), по маршруту Акопджаняна.

На заднем плане – вершина «Мечта»

- Однажды случилась авария в горах на вершине Мечта.
Мы были высоко на выходе, все ребята ушли на спасработы (у альпиниста был перелом). Мне поручили одной спуститься вниз до лагеря (26 км) и предупредить о травме (дело было в 3-4 утра). Добежала до первой юрты, и тут со всех сторон ко мне бросились собаки (в Средней Азии псы серьезные, они ведь овец сторожат). Думаю: все, мне хана. Но впереди - большой камень, метров пять. Сама не знаю, как на него взлетела (рюкзака, правда, не было) и села наверху. Псы вокруг тоже уселись и даже не лают. Переглядывались с ними минут 30-40. Смотрю, на той стороне переходит реку Сиаму таджик с большим посохом. Кричу: «Дяденька! Подойдите, пожалуйста!» Подошел, на ломаном русском спрашивает: «Испугались?» «Да, очень испугалась». Он пробормотал что-то собакам, и они, поджав хвосты, ушли. Спустилась, угостила мужчину шоколадкой. Спросил: «Вас проводить немножко?» - «Да, вдруг они вас не послушают и за мной помчатся». Дальше бежала уже со страшной силой.

- Ночью восхождения совершать нельзя, но раз на раз не приходится. Так, во время альпиниады на Кавказе в 2007 году вышли на первое восхождение в 4-5 утра, потому что до восхода солнца надо пройти ледник. А вершина, на которую мы поднимались, была 1Б - тренировочная. Темно, чтобы не оступиться шли с фонарями. Вдруг трещина? Мы шли тихонечко, аккуратненько. На вершину поднялись до 12 дня, все у нас сложилось благополучно, но по ледникам ночью ходить сложно.

- Горы не любят самонадеянных людей. На восхождении надо быть техничным и осторожным, внимательным к своему товарищу по связке, соблюдать правила страховки. Бывали времена, когда очень уставала. Но вся сила в горах - в связке. Твои товарищи всегда помогут. Еще обязательно надо знать жизнь гор. Если выйдешь на восхождение, когда солнце взошло и обогревает стену, то через некоторое время, часам к 10-11, начнутся камнепады, ледопады. Прежде чем выходить на маршрут, надо изучить возможные места схода лавин или камнепадов.

- Моя самая высокая вершина - 6200 метров, Сандал, в районе реки Мук-Су на Памире. Она относится к классу высотно-технических вершин, категория сложности - 5Б. Этим восхождением я закрыла норматив мастера спорта. «Делали» гору командой Свердловской области в 1966 году. Восемь парней и я, одна барышня, шли больше недели. Часть маршрута осложнялась тем, что скалы были разборными. Берешься за выступ, а он вынимается, как перо. Надо было тщательно выбирать место для страховки, куда крюк бить, щели искать. Без страховки улетишь.

- Непогода прихватила нас на спуске с Сандала. Мы возвращались по длинному ледовому кулуару, вышли на берег реки Мук-Су. Палатки просто бросили на землю, сил не было ставить (были так измотаны). И вдруг раздался грохот: лавина!.. Ее Величество остановилась от нас в 50-70 метрах. Один из нас, однажды побывавший в лавине, сказал: «Ребята, я поздравляю вас с днем рождения». Повезло. Альпинисты не вспоминают об этих вещах: не принято.

- Для занятий альпинизмом нужно быть физически здоровым и развитым.
Занималась беговыми и горными лыжами (обязательно нужно уметь спускаться). Немного училась спортивному ориентированию. Безусловно, бегала утром кроссы, занималась скалами. У меня по скалолазанию выполнена норма кандидата в мастера спорта. Выступала на первенстве УС «Зенит» в Осетии в номинации «Связка».

- Мне интересны природные виды спорта. Вот только в прорубь не ныряла. Приходилось переносить холодные ночевки на высоте, когда нет, к примеру, спальника. Поэтому в прорубь не очень тянет.

- Люблю командные виды спорта, где люди работают сообща. Альпинизм, скалолазание и туризм - из этого ряда. Хотя, если не ошибаюсь, итальянский альпинист Райнхольд Месснер и наш Анатолий Букреев прошли практически все 8-тысячники в одиночку. Но индивидуальные восхождения - не наш альпинизм, хотя в последнее время и появились сильные ребята, которые покоряют вершины бывшего Советского Союза в одиночку.

- Начинала заниматься йогой, подключились девушки из УПКБ. С интересом посещала Норбековские семинары, потом показывала девчонкам простую суставную гимнастику. Кто хотел, приходил.

- А вот женское рукоделие мне неинтересно. Какие-то юбки шила, детям одежду зашивала, но вязать носки - точно не вязала. Такая незадачливая была. А сейчас зачем? Некогда. Синий чулок… (Смеется). Самый настоящий синий чулок.

- В свое время я очень увлекалась классической музыкой. Покупала пластинки, хранится целый набор. Мою пол и слушаю «Пиковую даму», стираю - оперу «Риголетто»...

- Люблю читать. За всю жизнь у меня появилось много классики и книг по искусству. Специально не собирала, просто пойду в магазин - и… Как говаривал Боря, если подержал книжку в руках, она на тебя смотрит таким умоляющим взглядом, что обязательно купишь. Со мной происходит то же самое. Конечно, если книга интересна, покупаю. Главное - найти время и прочитать.

- В 1960-е в стране была огромная нехватка книг. В обед мы, упэкабэвцы, обычно ходили по старому городу. Зашла однажды в маленький книжный магазинчик «Знание». Вижу: на прилавке лежит томик Цветаевой. Книга издана в 1966-м, а дело было года через два или три. Взяла в руки и спрашиваю: «Откуда у вас?» - «Много времени валялась на складе, никто не берет». Страшно удивилась. Книжку купила. Меня настолько поразили стихи Марины Ивановны, что стала их запоминать без особых усилий. Как-то пришла в общество «Знание». Они мне и говорят: «Слушай, заказывают лекцию, можешь прочесть Цветаеву?» «Конечно, уж кого-кого, а Марину Ивановну - да». Несколько раз читала лекции о поэзии в разных организациях. В 1977-м организовали первый вечер в УПКБ «Деталь», посвященный творчеству Цветаевой. В городском отделении книголюбов нас назвали клубом, а мы в свою очередь назвались «Ямб», потому что ямбом написано 70 или 80% всех стихов в русской поэзии.

- Собирались с периодичностью раз в полгода
. У меня появились единомышленники и барды, например, Александр Соловьев, Елена Игнатова. Выступали с театрализованными представлениями о творчестве Козьмы Пруткова, Пушкина, ставили Шекспира, Гумилева, Ахматову, Мандельштама, Тургенева, Маяковского… Во времена перестройки нами заинтересовалась председатель Синарского районного совета депутатов Леонила Быковская. Она предложила «ямбовцам» выступать с поэзией в школах, техникумах, училищах, институтах и даже профилакториях. Мы активно популяризировали русскую поэзию, особенно Серебряного века.

- Интересно было работать над сценариями вечеров. Тогда только-только начинала появляться информация об опальных поэтах Серебряного века. Приходилось по крупицам собирать материал.

- В 1990-е годы на нашем предприятии, как и на многих заводах, было запустение. Зарплату не выдавали по 14 месяцев, народ от нас уходил. Заря началась в 2000 году. В июне-июле приехали первые 13 выпускников ТУСУРа (Томского университета систем управления и радиоэлектроники) и ТГУ (Томского государственного университета). Прекрасно образованные, талантливые ребята. На них стали равняться другие. С этого времени мы начали активно развивать молодежную политику, создали совет молодежи и комплексную программу работы с молодежью. Активно включились в общественную жизнь предприятия и города (культура, спорт). Появилось второе дыхание: есть с кем разрабатывать приборы, заниматься спортом и поэзией.

- Я бесконечно счастлива в детях.
Старшая дочь Саша живет в Жуковском, работает в Москве журналистом. Внучка Валентина - кандидат химических наук, закончила МГУ, а Внук Гоша в нем учится. Разница между дочерью и сыном Мишей - 14 лет. Михаил живет в Екатеринбурге, закончил УрГУ, экономист, но занимается инженерной работой. У него двое детей: Маринка (ей 11 лет), и Митя (15). Мы с ними часто встречаемся, ездим друг к другу в гости.

- Дети и внуки понимают все мои заблуждения. Почему? Потому что Саша занимается горными лыжами (выступала за команду Московского авиационного института), у нее второй разряд по альпинизму, она - кандидат в мастера спорта по скалолазанию (3 место на первенстве России в 1987 году). Внучку Валечку возила с собой, когда она была студенткой, в горы Туюк-Су и Ала-Арчу (Тянь-Шань) в 2008 году, у нее третий разряд по альпинизму. Миша тоже немного занимался альпинизмом, и более активно - скалолазанием. Маринка занимается скалами в одной из секций Екатеринбурга. Митя учится стрельбе из лука. Дети всегда понимали меня и никогда не упрекали. Теперь приезжают, обязательно принимают участие в соревнованиях по скалолазанию.

- Георгий - внук Бори Мартюшева, а Валентина - внучка. Она замужем, и у нее уже есть дочка. Назвали ее изысканным именем Агата. Спросила у девчонок: «Почему не Маша или Даша?» Они: «Мамик, пусть она будет Агатой». Мгновение думала, потом сказала: «Ладно, может быть, будет новая Агата Кристи».

Записала

Ксения МАЛЫГИНА.

P.S. В альпинистскую секцию и в литературный клуб «Ямб» может прийти любой желающий. Те6лефоны: 8-912-251-49-88, 33-92-85.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Валентина Андреевна Мартюшева родилась 18 ноября 1937 года в Каменске-Уральском.

Окончила Покровскую среднюю школу (1955) и радиотехнический факультет УПИ (1960), школу инструкторов альпинизма (1965). С 1988 года - инструктор первой категории. В 1994-99 годах получила второе высшее образование на факультете культурологии и искусствоведения УрГУ.

Работала в УПКБ «Деталь» инженером в тематическом отделе с 1960 по 1989 год, с 1989-го - в профсоюзном комитете.

Мастер спорта с 1968 года (была 41-м мастером спорта в Каменске-Уральском и первым по альпинизму).

Организовала городскую альпинистскую секцию (1962) и клуб любителей поэзии «Ямб» (1978).

Начальник учебной части большой альпинисткой базы «Варзоб» (1987-89). Работала инструктором в горах летом в отпуске до трех смен.

В 2010 году награждена медалью «За заслуги перед городом».

Дневниковые записки

О чтении

- К чтению пристрастилась рано. В 6 классе прочитала практически всего Тургенева. У нас не было детских книг (мы же - послевоенные дети), что в сельской библиотеке давали, то и брали. Чехова читала: мало чего понимала, конечно, но общий дух усваивала. Про Цветаеву узнала из журнала: была преданным читателем «Юности».

О горных сувенирах

- Камни есть и были, но большинство раздарила, остались хрусталь из какой-то пещеры, змеевик… Больше ничего с гор не привозила, все - в сердце. Фотографии есть, но немного (работаешь на маршруте, особенно на тяжелом, а там опасно фотографироваться). Знаете, как в «Онегине»: «И я тогда была моложе, и лучше качеством была». (Смеется). Покажу, какая я была барышня.

Об инженерной работе

- В УПКБ «Деталь» участвовала в разработке радиовысотомеров. Принимала участие в испытаниях своих изделий на объектах (это всегда интересно). Много ездила в командировки: в Москву, Химки, Феодосию, Северодвинск, Североморск. Нравилось познавать и «оживлять» приборы.

О профсоюзной работе

- Своеобразная и интересная работа, связанная с людьми. Чтобы работать в профсоюзе, надо любить людей, понимать их нужды. Профсоюзнику необходимы выдержка, внимание, доброжелательность, терпение, умение найти компромисс, организаторские способности и еще много чего. Как в пословице: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Ведь нужно разобраться в каждой проблеме, помочь каждому, и желательно быстро.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

При использовании информации гиперссылка на ресурс обязательна

Интересная статья? Поделись ей с другими: